Школьная служба примирения
Что такое ШСП?
Объединение учащихся, созданное для урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в рамках принципов восстановительного подхода.
Назначение школьной службы примирения.
Образовательно-воспитательная технология «Школьные службы примирения» — российская модель медиации и восстановительных практик в образовательной сфере.
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Ведущий примирительных программ помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации, максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.
Ведущий примирительных программ организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.
Школьная служба примирения (далее – «ШСП») проводит процедуру примирения, если есть соответствующий запрос по следующему алгоритму:
Рассмотрение обращения, поступившего в ШСП.
Предварительная беседа по поводу возникшей ситуации с одной стороной конфликта.
В случае получения согласия на добровольное участие в процессе примирения одной из сторон, проводится встреча с другой стороной конфликта.
При получении обоюдного согласия проводится встреча с обеими сторонами одновременно, в процессе чего стороны ищут выход из сложившейся ситуации.
При необходимости подписывается договор об обоюдном выполнении данных в процессе примирения обстоятельств.
Цели школьной службы примирения:
1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.
2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.
3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачи школьной службы примирения:
1. Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуаций.
2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.
3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.
Нормативная база ШСП
- Приказ №241 от 01.09.2022 «Об утверждении положения и Устава ШСП МАОУ СФМЛ» <скачать>
- Устав Школьной службы примирения <скачать>
- Положение «О школьной службе примирения» <скачать>
- Программа школьной службы примирения на 2023-2024 уч. г. <скачать>
- План работы ШСП на 2023-2024 уч. г. <скачать>
Наши контакты
Телефон: 8(3823) 52-24-50 Глушенкова Анжелика Валерьевна, заместитель директора по правовому воспитанию (каб. 303)
Мокина Яна Константиновна, педагог-психолог (каб. 118)
Татьяна Викторовна, педагог-организатор (каб. 404)
Новостной канал о деятельности ШСП: https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-224868171
Состав ШСП:
Руководитель ШСП: Терентьева Татьяна Викторовна, педагог-организатор (каб. 404)
Педагоги:
- Танасейчук Оксана Анатольевна, заместитель директора по ВР
- Глушенкова Анжелика Валерьевна, заместитель директора по ПВ
- Соболева Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
- Панова Олеся Николаевна, учитель физики
- Ткаченко Ирина Николаевна, учитель географии
Обучающиеся:
- Савенко Илья
- Павлуткина Тамара
- Кривицкая Кристина
- Смирнова Алина
- Квашнина Карина
- Соболева Ксения
- Чебуранова Аня
- Скурихина Марина
Родители:
- Трофимова Ирина Анатольевна
Студенты-волонтеры:
- Радюк Глеб Валерьевич (ТГПУ)
Расписание работы ШСП:
Понедельник | с 14.00 до 15.40 каб. 404 | |
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг |
Региональный куратор Школьной службы примирения:
Пучкина Юлия Александровна, директор АНО «Ресурсный центр «Согласие»
https://soglasie-tomsk.wixsite.com/soglasie-tomsk, https://vk.com/soglasievtomske
тел. 8-913-840-08-97
Возникли вопросы или столкнулись с проблемой?
Заполните форму ниже и мы обязательно Вам поможем!
Отчеты о деятельности Школьной службы примирения:
- Отчет о деятельности службы медиации МАОУ СФМЛ за апрель-декабрь 2022 г. <скачать>
- Отчет о деятельности службы медиации МАОУ СФМЛ за январь-март 2023 г. <скачать>
- Отчет о деятельности службы медиации МАОУ СФМЛ за сентябрь-декабрь 2023 г. <скачать>
Информационно-методическое сопровождение деятельности ШСП
Антон Коновалов, профессиональный медиатор и тренер по медиации, автор концепции школьных служб примирения, автор книги «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений.
http://www.8-926-145-87-01.ru/, http://konovalov-a.narod2.ru/
- Брошюра «Детская служба примирения» <скачать>
- Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы <скачать>
- Порядок работы медиатора <скачать>
- Информационные материалы на сайте уполномоченного по правам ребенка в Томской области. Буллинг. Брошюра для школьников
Занятия ШСП
Региональный куратор школьной службы примирения:
Пучкина Юлия Александровна, директор АНО «Ресурсный центр «Согласие», www.soglasie-tomsk.com, https://vk.com/puchkina81, тел. 8-913-840-08-97
Публикаций в СМИ и социальных сетях, направленных на повышение правовой культуры (грамотности) несовершеннолетних и их законных представителей, размещенных службой медиации (примирения)
Профилактические:
- 2022г. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи» https://www.tspu.edu.ru/files/golovina/2022/02_-февраль/конференция/секция_3/ШколаделовогообщенияРадюкГ.ТГПУгр.213_3_1.pdf
- 2023г. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи». https://www.tspu.edu.ru/files/golovina/2023/конференция/ГлушенковаДроздова_Радюк.pdf
Образовательные (2022г.):
- Организация реабилитационного досуга как способ активизации воспитательно-профилактической работы с обучающимися «группы риска» в условиях межведомственного взаимодействия https://www.1urok.ru/
- Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» публикует авторские материалы учителей-предметников, воспитателей и руководителей образовательных учреждений.
«Просветительская деятельности ШСП (уроки правовой грамотности)»
Медиация для родителей
Пучкина Юлия Александровна
Директор АНО «Ресурсный центр «Согласие» www.soglasie-tomsk.com
тел. 8-913-840-08-97
Антонова Оксана Николаевна
(Психологический центр Оксаны Антоновой, г. Томск, пр. Кирова, д.22, antonova-center.ru)
— профессиональная медиация тел. 8-913-827-44-33
— психологические консультации тел. 8-983-232-70-98
Школа ответственного родительства МАОУ СФМЛ
Куда обратиться за помощью вне образовательной организации:
- телефон экстренной бесплатной и анонимной психологической помощи «Телефон доверия» ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск» – 99-66-66;
- служба на портале «Растимдетей.рф» или получить консультацию по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» – 8-800-444-22-32;
- детско-юношеская общественная организаций многодетных, приемных молодых и неполных семей «Лоза» (г. Северск, ул. Калинина, д. 32 «Центр общественных организаций»), руководитель: Гонохова Оксана Львовна, сотовый телефон: 8-913-857-71-63, координатор: Пантелеева Алена Анатольевна, сотовый телефон: 8-900-922-68-66 (беседы для родителей, индивидуальные беседы с психологом, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству для родителей и детей «Творим вместе, арт-терапевтическая мастерская для родителей, спортивные семейные праздники, тренинги для подростков и т.п.»);
- «Центр поддержки семьи ТГПУ» — услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних – 8 800 444 22 32 (доб. 718).
Уполномоченный по правам ребенка в Томской области:
Лоскутова Лариса Анатольевна
- Должность: Уполномоченный по правам ребенка в Томской области
- Адрес: 634050, Томская область, г. Томск, пер. Нахановича, 3, стр.А
- Телефон: +7 (3822) 714-831
- Сайт: http://todeti.tomsk.ru
- Youtube-канал: https://www.youtube.com/channel/UCVNcD-QftJS-evJXInIH7cA
- E-mail: todeti@mail.ru
Информационные материалы на сайте уполномоченного по правам ребенка в Томской области. Буллинг. Брошюра для школьников
Уполномоченном по правам ребенка в ЗАТО Северск:
Общественный помощник по ЗАТО Северск Уполномоченного по правам ребёнка Томской области Буянова Ольга Валерьевна ведёт прием граждан по адресу:
г. Северск, ул. Ленина, д.38, каб. 101 по четвергам с 16.00 до 18.00 (по предварительной записи по телефону: 8 (913)849 83 94)
СОВЕТЫ И ПАМЯТКИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Медиация необходима в следующих случаях:
1) Когда необходимо прийти к тому или иному решению в результате переговоров и закрепить его документально;
2) Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут раскрывать третьим лицам, и хотят сохранить конфиденциальность;
3) Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон;
4) Когда стороны ограниченны временными рамками и экономят средства;
5) Когда стороны хотят оставаться в партнерских или добрых отношениях.
ЕСЛИ ВЫ:
— поругались или подрались;
— если вас обижают в классе;
— у вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика и т.д. ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ
Правила бесконфликтного общения
1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
6. В споре будь сдержан и тактичен.
7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
9. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе
Правила поведения в конфликтных ситуациях
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета, задайте неожиданный вопрос. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее… Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…»).
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения.
7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит. Давайте оценку только его действиям и поступкам.
8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
9. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».
10. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?
Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.
Буклет МАОУ СФМЛ о ШСП: <буклет 1> <буклет 2> <буклет 3>
Отзывы о работе нашей ШСП «Мир. Дружба. Медиация»
Медиаторы нашей службы примирения очень добрые и внимательные, помогают разрешить конфликт.
Лукьяненко Кирилл, 5 класс
У нас был урок, на котором ребята из школьной службы примирения рассказывали нам о том, что к ним можно обратиться за помощью когда возник конфликт. А ещё о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Мне понравилось много полезной информации.
Легуто Арина, 3 класс
Очень интересно ребята из ШСП рассказывают о том, как нужно себя вести в конфликтной ситуации. Я запомнила некоторые правила и буду их использовать.
Никулина Полина, 3 класс