Школьная служба примирения

Школьная служба примирения (ШСП) — объединение участников образовательного процесса, созданное в образовательной организации для урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в рамках принципов восстановительного подхода.

Назначение школьной службы примирения.

Образовательно-воспитательная технология «Школьные службы примирения» — российская модель медиации и восстановительных практик в образовательной сфере.

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Ведущий примирительных программ помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации, максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для  продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации  в будущем.

Ведущий примирительных программ организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.

Школьная служба примирения (далее – «ШСП») проводит процедуру примирения, если есть соответствующий запрос по следующему алгоритму:

Рассмотрение обращения, поступившего в ШСП.

Предварительная беседа по поводу возникшей ситуации с одной стороной конфликта.

В случае получения согласия на добровольное участие в процессе примирения одной из сторон, проводится встреча с другой стороной конфликта.

При получении обоюдного согласия проводится встреча с обеими сторонами одновременно, в процессе чего стороны ищут выход из сложившейся ситуации.

При необходимости подписывается договор об обоюдном выполнении данных в процессе примирения обстоятельств.

Цели школьной службы примирения:

1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы примирения:

1. Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуаций.

2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Нормативная база ШСП

  • Приказ №241 от 01.09.2022 «Об утверждении положения и Устава ШСП МАОУ СФМЛ» <скачать>
  • Устав Школьной службы примирения <скачать>
  • Положение «О школьной службе примирения» <скачать>
  • Программа школьной службы примирения на 2022-2023 уч.г. <скачать>

Наши контакты

Телефон:

— 8(3823) 52-24-50 (Глушенкова Анжелика Валерьевна, заместитель директора по правовому воспитанию)

 8(3823) 52-14-55 (Мокина Яна Геннадьевна, педагог-психолог)

Кабинеты: 112, 302, 303,

e-mail: maou-sfml@seversk.gov70.ru

VK :  https://vk.com/wall-110045705_141

Состав ШСП:

Руководитель ШСП:Мокина Яна Геннадьевна, педагог-психолог (Кабинет 108)

Педагоги:

  • Танасейчук Оксана Анатольевна, заместитель директора по ВР
  • Глушенкова Анжелика Валерьевна, заместитель директора по ПВ
  • Соболева Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
  • Панова Олеся Николаевна, учитель физики
  • Ткаченко Ирина Николаевна, учитель географии

Обучающиеся:

  • Филоненко Дарья
  • Яковлева Аделина
  • Савенко Илья
  • Сахарных Никита
  • Павлуткина Тамара
  • Кривицкая Кристина

Родители:

  • Трофимова Ирина Анатольевна

Студенты-волонтеры:

  • Радюк Глеб Валерьевич (ТГПУ)

Время работы ШСП

  • Понедельник: с 15.00 — 17.00 (кабинет 302)
  • Среда: с 15.00 — 17.00 (кабинет 302)

Отчеты о деятельности Школьной службы примирения:

  • Отчет о деятельности службы медиации МАОУ СФМЛ за апрель-декабрь 2022 г. <скачать>
  • Отчет о деятельности службы медиации МАОУ СФМЛ за январь-март 2023 г. <скачать>

Информационно-методическое сопровождение деятельности ШСП

Антон Коновалов, профессиональный медиатор и тренер по медиации, автор концепции школьных служб примирения, автор книги «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений.

http://www.8-926-145-87-01.ru/, http://konovalov-a.narod2.ru/

Занятия ШСП

Региональный куратор школьной службы примирения:

Пучкина Юлия Александровна, директор АНО «Ресурсный центр «Согласие», www.soglasie-tomsk.com, https://vk.com/puchkina81, тел. 8-913-840-08-97

Публикаций в СМИ и социальных сетях, направленных на повышение правовой культуры (грамотности) несовершеннолетних и их законных представителей, размещенных службой медиации (примирения)

Профилактические:

Образовательные (2022г.):

  • Организация реабилитационного досуга как способ активизации воспитательно-профилактической работы с обучающимися «группы риска» в условиях межведомственного взаимодействия https://www.1urok.ru/
  • Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» публикует авторские материалы учителей-предметников, воспитателей и руководителей образовательных учреждений.

«Просветительская деятельности ШСП (уроки правовой грамотности)»

Медиация для родителей

Пучкина Юлия Александровна
Директор АНО «Ресурсный центр «Согласие» www.soglasie-tomsk.com
тел. 8-913-840-08-97
Антонова Оксана Николаевна
(Психологический центр Оксаны Антоновой, г. Томск, пр. Кирова, д.22, antonova-center.ru)
— профессиональная медиация тел. 8-913-827-44-33
— психологические консультации тел. 8-983-232-70-98

Куда обратиться за помощью вне образовательной организации:

  • телефон экстренной бесплатной и анонимной психологической помощи «Телефон доверия» ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск» – 99-66-66;
  • служба на портале «Растимдетей.рф» или получить консультацию по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» – 8-800-444-22-32;
  • детско-юношеская общественная организаций многодетных, приемных молодых и неполных семей «Лоза» (г. Северск, ул. Калинина, д. 32 «Центр общественных организаций»), руководитель: Гонохова Оксана Львовна, сотовый телефон: 8-913-857-71-63, координатор: Пантелеева Алена Анатольевна, сотовый телефон: 8-900-922-68-66 (беседы для родителей, индивидуальные беседы с психологом, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству для родителей и детей «Творим вместе, арт-терапевтическая мастерская для родителей, спортивные семейные праздники, тренинги для подростков и т.п.»);
  • «Центр поддержки семьи ТГПУ» — услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних – 8 800 444 22 32 (доб. 718).

Уполномоченный по правам ребенка в Томской области:

Лоскутова Лариса Анатольевна

Информационные материалы на сайте уполномоченного по правам ребенка в Томской области. Буллинг. Брошюра для школьников

Уполномоченном по правам ребенка в ЗАТО Северск:

Общественный помощник по ЗАТО Северск Уполномоченного по правам ребёнка Томской области Буянова Ольга Валерьевна ведёт прием граждан по адресу:
г. Северск, ул. Ленина, д.38, каб. 101 по четвергам с 16.00 до 18.00 (по предварительной записи по телефону: 8 (913)849 83 94)

СОВЕТЫ И ПАМЯТКИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Медиация необходима в следующих случаях: 
1) Когда необходимо прийти к тому или иному решению в результате переговоров и закрепить его документально; 

2) Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут раскрывать третьим лицам, и хотят сохранить конфиденциальность; 

3) Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон; 

4) Когда стороны ограниченны временными рамками и экономят средства; 

5) Когда стороны хотят оставаться в партнерских или добрых отношениях.

ЕСЛИ ВЫ: 

— поругались или подрались; 

— если вас обижают в классе; 

— у вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика и т.д. ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ  В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ 

Правила бесконфликтного общения 
1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. 
2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. 
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу. 
4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят. 
5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. 

6. В споре будь сдержан и тактичен. 
7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс. 
9. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

Правила поведения в конфликтных ситуациях

1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объек­тивные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующе­го партнера совета, задайте неожиданный вопрос. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее… Ваш гнев гораз­до меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…»).

Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, компли­менты переключали сознание разъяренного партнера с от­рицательных эмоций на положительные.

4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».

5. Попросите сформулировать желаемый конечный резуль­тат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к че­ловеку — это фон или условия, в которых приходится ре­шать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Опреде­лите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся поло­жение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на пер­вом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует ис­кать взаимоприемлемые варианты решения.

7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит. Давайте оценку только его действиям и поступ­кам.

8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вы­зывает у него уважение. Ведь способны к извинению толь­ко уверенные и зрелые личности.

9. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и ни­кому ничего не может доказать. Даже силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицатель­ные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».

10. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

Буклет МАОУ СФМЛ о ШСП <скачать>